Человек вообще - это кто, мужчина или женщина?

 

Палитра
ЕЛЕНА УТЕНКОВА:
"Человек вообще - это кто, мужчина или женщина?"
Беседу вела Елена ШИРОЯН
 Е. Утенкова
 Е. Утенкова.
Феномен творческих пар, и прежде всего таких, где художники составляют семью, актуален с первой половины ХХ века, хотя и раньше бывали прецеденты: Этьен Фальконе приехал в Петербург со своей ученицей Марией Колло, она-то и вылепила голову Петра для знаменитого "Медного всадника". Можно вспомнить хотя бы "амазонку авангарда" Ольгу Розанову и поэта Алексея Крученых с их циклом "Вселенская война", Надежду Удальцову/Александра Древина или Робера и Соню Делоне, и наших современников: Нонна Горюнова/Франциско Инфантэ, Ольга и Александр Флоренские или   "дуэт" Людмилы Улицкой и Андрея Красулина...  
К сожалению, далеко не все из серьезных художников попадают в поле зрения СМИ, особенно электронных, способных в наш век тотального телезрительства сделать имена авторов достоянием широкой общественности. И все же мне искренне жаль тех коллег, а тем более зрителей, которые не увидели скромной, прошедшей тихо и без "раскрутки", но очень достойной выставки еще одной московской семейной пары - Елена Утенкова/Михаил Тихонов. Оба начинали в графике, но постепенно, как это часто случается с художниками, чьему дарованию тесно в плоскости листа бумаги, перешли к живописи, в том числе монументальной по форме. Те вещи, что показаны в галерее "Лестница", а вскоре будут явлены на суд зрителей Лондона, заставляют вспомнить о вневременной сути искусства, о "вечных ценностях" и о законах ремесла, которые никуда не делись, но в силу странных закономерностей отечественного арт-процесса все более ценимы далеко от родных пенатов.
М.Тихонов. "Фигура III". 2004 г.
М.Тихонов. "Фигура III". 2004 г.
Выставка "Две линии" побудила вспомнить и вспыхнувший не так давно - после проекта Третьяковки "Искусство женского рода", хотя проблема тлеет много лет, - спор о "мужском" и "женском" в искусстве. На эту тему мы беседуем с Еленой УТЕНКОВОЙ.
- Лена, я давно наблюдаю за вашим творчеством и работой Михаила Тихонова, открыв вас для себя в погибшей год назад галерее "Манеж". Теперь, после покорения нового выставочного пространства, возникает мысль, что "опыт одной художественной выставки на 6-м этаже" столкнул вас с какими-то новыми проблемами?
- Безусловно. В Москве много выставочных залов. Еще больше выставочных площадей. Есть даже Центральный дом художника в три этажа, с анфиладой больших и малых залов. Располагаешь деньгами - и вешай что хочешь, хоть в десяти залах подряд. Но такие выставки так и смотрят - бегом: первый этаж, второй, а на третий уж и сил нет, пора домой или кофе пить. Много в Москве и галерей: больших, маленьких, посещаемых и не очень. Одни, коммерческие, изучают не художественный процесс, а вкус покупателя, другие - бюджетные, но тоже из-за своей зависимости больше интересуются не художниками, а некоей политической игрой. И тогда уровень того, что выставлено, уже не имеет принципиального значения. Хороших же, серьезных галерей, занимающихся современным искусством как живым и многообразным процессом, катастрофически не хватает. Да тут еще пожар Манежа, уничтоживший в своем огне галерею "Манеж", последние десять лет дававшую редкую возможность серьезным художникам самых разных направлений вести живой диалог друг с другом и со зрителем. Стены Манежа, скорей всего, восстановят, но возродится ли эта галерея, годами формировавшая свое имя и аудиторию?
Е.Утенкова. "Осень в Кусково". 2000 г.
Е.Утенкова. "Осень в Кусково". 2000 г.
В таком контексте появление год назад галереи "Лестница" на Поварской, существующей не самостоятельно, а внутри "Школы драматического искусства" под руководством Анатолия Васильева, кажется мне вполне закономерным. С одной стороны, театр, известный независимостью художественной позиции, защищает ее от борьбы за выживание и давления художественного рынка, с другой, является неким гарантом качества выставляемого. Очень интересна внутренняя структура галереи, которую спроектировал архитектор и главный художник театра И.Попов. Возникшее пространство, с московскими крышами в окнах (галерея находится на 6-м этаже), предполагает как отдельную экспозицию на стенах, так и проведение в ее интерьере театральных постановок, концертов, творческих вечеров. Например, на нашей выставке состоялись два вечера: музыкальный - певицы Аллы Аблабердыевой и поэтический - Ольги Седаковой. Сейчас, когда вообще бросается в глаза разобщенность художественных цехов, когда на вернисажи к художникам ходят одни художники, а на премьеры новых фильмов - одни кинематографисты (не считая кучки критиков), галереи, подобные "Лестнице", служат тому, чтобы знакомить нас друг с другом.
- Наименование вашей выставки - "Две линии" - тоже обозначило если не проблему, то некий дискуссионный момент. Работы двух очень разных художников, пусть и близких внутренне, казалось бы, требуют индивидуальной демонстрации...
- Название "Две линии" пришло как-то само собой. Так получилось, что за последние 7 лет у нас это первая совместная выставка. Наши пути в искусстве достаточно различны, поэтому если и возникали совместные показы, то персональные, а как же иначе? Художник, по своей сути, - одиночка, он один в ответе перед тем, что ему дано видеть и чувствовать. Двум разным авторам непросто рядом...
Михаил занимается линией, меня больше волнует тон. В последнее время я сознательно отказываюсь от яркой, щедрой живописности цвета ради живописи тональной. На холсте стараюсь добиться спокойного мерцания тона, а линии в моих работах скорее играют роль вспомогательную. Но, тем не менее, присутствие рядом такого художника, как Михаил Тихонов, не может не влиять на меня. Серьезность его позиции в искусстве, отношение к плоскости для меня - камертон: не дают уйти в излишнюю литературность, украшательство. Поэтому решение совместно показать наши "Две линии" возникло абсолютно естественно. Работы, созданные в одном физическом и художественном пространстве, не могут мешать друг другу. Эти дети уже выросли - пускай живут своей, независимой от нас жизнью.
- Часто ли приходится вам отвечать на "гендерные" вопросы? И существует ли в самом деле мужская и женская линия в искусстве?
- Это интересная тема, но скорее для искусствоведов и психологов. Думаю, в "большом" искусстве разницы между "мужским" и "женским", конечно, нет. Человек вообще - это кто, мужчина или женщина? Ребенок, приходя в мир, еще не осознает, девочка он или мальчик, он - средоточие Божественной любви, и весь мир распахивается перед ним, как перед первым и последним человеком на земле. Но, с другой стороны, особенности восприятия и освоения этого мира, присущие мужскому или женскому началу, все-таки существуют. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что женщину в первую очередь занимает эмоциональная сторона жизни, мужчину же (если он, конечно, настоящий мужчина, а не психопат и невротик) больше волнуют структура и суть изображаемого. Женщине в трудную минуту творческого кризиса всегда легче уйти в успокаивающее украшательство, рукоделие. Так, в период усталости моя тайная мечта - забросить подальше холсты и краски, усесться в мягкое кресло и вышивать крестиком снегиря на подушку. Мужчине труднее. Он, правда, может начать пить, но это занятие много опаснее и разрушительнее, чем вышивание снегирей...